И. И. Боголепов
Профессор Игорь Иванович КЛЮКИН
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,-
Как слезы первые любви!
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет,-
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,-
Как слезы первые любви!
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет,-
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...
Александр Блок, 1917 год
Начало
Из всех инженерных сооружений гражданские суда и военные корабли считаются наиболее сложными. Транспортные и промысловые суда, танкеры, комфортабельные лайнеры, плавучие заводы, доки, землечерпалки, краны, электростанции, паромы, нефтяные и газовые платформы, ледоколы, исследовательские суда, суда на воздушной подушке и на подводных крыльях – этот перечень можно продолжить. Военно-морской флот имеет в своем составе наисложнейшие атомные подводные ракетоносцы, противолодочные корабли, крейсеры, авианосцы, эсминцы, корветы, фрегаты. И вся эта громада плавучих сооружений насыщена энергетикой, двигателями и механизмами. Они, как и везде, кроме полезной работы создают нежелательный продукт – шум. Вред от него для людей в море особенно опасен. Здесь в ограниченном пространстве находятся мощные источники звука; здесь металлическая основа сооружений создает хорошую звукопроводность; здесь люди не только работают, но и живут. А шум с развитием техники, как известно, возрастает. И вот пришло время научной борьбы с шумом.
Наука по снижению шума на судах называется «судовая акустика». Современная судовая акустика занимается борьбой с шумом в источнике его возникновения, на пути следования звука от машины до человека и, наконец, непосредсвнно вокруг человека. Главный способ борьбы в источнике – его виброизоляция, на пути следования – вибродепфирование и вблизи человека – звукоизоляция. Основателем этой новой науки и первым разработчиком её важнейших практических применений является видный российский акустик – ученый, инженер и питерский интеллигент докт. техн. наук профессор Игорь Иванович Клюкин. Ему первому удалось решить кардинальные вопросы виброизоляции и вибропоглощения и многие вопросы звукоизоляции. Он продвинул вперед экспериментальную технику и акустические измерения – главную силу в исследованиях судовой акустики. Игорь Иванович широко известен также как яркий представитель профессуры Санкт-Петербургского морского технического университета (Ордена Ленина Ленинградского кораблестроительного института).
И.И. Клюкин родился 6 июля 1916 года в Петрограде на Васильевском острове. Его отец – учитель русского языка и литературы, мать – бухгалтер. Отец умер, когда Игорю было всего три года. Воспитывала его мать, окончившая в своё время гимназию, а затем курсы бухгалтеров. После окончания школы (бывшей известной гимназии Карла Мая на 14-й линии Васильевского острова) и фабрично-заводского училища Игорь Клюкин работал на электротехническом заводе. Работа на производстве молодому Клюкину нравилась, он одним из немногих получил высокий разряд радиомеханика. Если бы не его мать, Ольга Дмитриевна, требовавшая продолжения учебы, он, возможно, и не стал бы учиться дальше. В 1935 году Клюкин поступает в Ленинградский электротехнический институт имени В.И. Ульянова-Ленина (ЛЭТИ) и избирает специальность «акустика». «Интуитивно я чувствовал, что в ней, кроме вузовской техники, таится физика, образное мышление, даже искусство (музыка, поэтическая строфика)». И далее: «Мой учитель С.Я. Соколов – одна из наиболее интересных фигур среди профессоров ЛЭТИ. Человек с магнетическим взглядом, автор блестящих идей, отличный экспериментатор. Некоторые видные профессора, - «чистые педагоги», иронизировали по поводу его простонародного выговора, недостатка общей культуры. Но кто вспомнит о них сейчас? А в книге Чедда «Звук», переведенной в СССР в 1975г., говорится и Соколове как о человеке, намного опередившем своё время. Вот насколько роль исследователя почетнее амплуа педагога» – позднее вспоминает Игорь Иванович. ЛЭТИ он закончил с отличием в 1941 году по специальности «электроакустика и звуковая техника». Из преподавателей ЛЭТИ, кроме руководителя кафедры акустики С.Я. Соколова, лекции по специальностям читали: только что вернувшийся из научной командировки в США Л.Л. Мясников, теоретик акустики Л.Я. Гутин, первый наш гидроакустик В.Н. Тюлин и другие видные профессионалы мирового уровня. После окончания института молодой специалист был распределен в ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, где плодотворно трудился многие годы.
Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) И.И. Клюкин работает на базах Черноморского, Балтийского (в блокадном Ленинграде) и Северного флотов по улучшению акустических характеристик кораблей. Одновременно он занимается исследованиями виброизолирующих свойств упругих прокладок и амортизаторов на специально разработанных им натурных стендах. В 1944 году Игорь Иванович женится на студентке Ленинградского политехнического института Антонине Яковлевне Мосоловой, которая стала его верной помощницей на всю жизнь. Потом появились дети: Андрей и Елена.
Созидание
В 1945 году он был командирован в Германию (Берлин-Штетин) в качестве военно-технического эксперта. Эта была его первая заграничная поездка. После неё произошло, как теперь ясно, историческое событие: Игорь Иванович Клюкин предложил организовать и возглавил в ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова первую в нашей стране, и возможно в мире, научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую лабораторию корабельной акустики (приказ №95 от 8 мая 1946г., подписанный директором ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова Виктором Ивановичем Першиным). Это было начало нового направления исследований и разработок – акустического. Через многие годы оно стало одним из главных в этом мировом центре кораблестроения. Ощущая нехватку квалифицированных кадров, в 1946-1948 гг. Клюкин впервые предпринимает попытку чтения лекций по строительной и корабельной акустике в ЛЭТИ. Но основные его усилия направлены на исследования и разработки. Результаты этих работ обобщены им в кандидатской диссертации, посвященной виброизоляции механизмов и приборов, которая была защищена в 1948 году. В это же время целеустремленные упорные исследования завершаются большим успехом: И.И. Клюкиным совместно с Д.Б. Завадским был создан первый в мире эффективный массовый виброизолятор на широкий диапазон нагрузок – резинометаллический амортизатор АКСС (амортизатор корабельный сварной со страховкой). Виброизоляторы АКСС, допускающие подвеску виброактивных тел под любым углом к горизонту, выдержали испытание временем и поныне широко используются не только на водном транспорте (для которого они в первую очередь были созданы), но и в машиностроении, строительстве и на производстве! Число выпущенных амортизаторов этого типа исчисляется многими миллионами.
Характерная черта молодого ученого – умение довести исследования до важного практического результата. Одним из классических примеров пионерских работ по судовой акустике того времени явилось успешное обесшумливание И.И. Клюкиным речных пассажирских трамваев-теплоходов «Москвич» массового производства. Впервые на них была осуществлена установка механизмов на резиновые амортизаторы, введена в валопровод гребного винта звукоизолирующая муфта, дизель был снабжен звукоизолирующим кожухом, для выхлопного трубопровода был применен глушитель шума. Теплоходы «Москвич» начали выпускаться в 1948 году Московским судоремонтно-судостроительным заводом, строительство этих судов продолжалось в течение ещё трёх десятилетий на разных заводах. В общей сложности было построено более пятисот судов этого типа.
Второй крупный успех пытливого исследователя: И.И. Клюкиным были получены первые в мире авторские свидетельства на способ снижения звуковых вибраций корпуса судов с помощью вибродемпфирующих покрытий из резин и пластмасс − №7768 от 10 января 1948г. и №119084 от 12 февраля 1959г. с приоритетом от 2 августа 1947г. Эта дата не оставляет сомнения в приоритете отечественной науки и техники в вопросах вибропоглощения. Развернулись исследования не только в ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова (И.И. Клюкин, А.С. Никифоров), но и в новых коллективах. Например, в Москве был организован отдел по вибропоглощению в Акустическом институте АН СССР (Б.Д. Тартаковский), а в Ленинграде – сектор вибропоглощения в ЦНИИ технологии судостроения (Б.Д. Виноградов). Впоследствии вибропоглощающими слоями и покрытиями занимались многочисленные исследователи и в других странах.
В 1959 году И.И. Клюкин, ставший к тому времени авторитетным специалистом, был командирован на Третий международный конгресс по акустике в Штутгарт с посещением предприятий и университетов в Мюнхене, Эргангене, Геттингене и Западном Берлине. Это позволило ему хорошо изучить достижения по борьбе с шумом в ФРГ – ведущей в то время акустической державе. В 1961 году он командирован на научный семинар в Данию с посещением известных фирм «Брюль и Къер», «Диза», «Радиометр» «Лирек». Дания в это время была признанным мировым лидером по выпуску высококачественной акустической измерительной аппаратуры. Игорь Иванович тщательно ознакомился там с новейшими европейскими достижениями и в этой области.
Обобщая отечественный и зарубежный опыт, И.И. Клюкин в 1961 году написал первую в мире монографию по судовой акустике «Борьба с шумом и звуковой вибрацией на судах». Книга вышла тиражом в 2800 экземпляров и была быстро раскуплена. В 1963 году она была переведена на английский язык и издана в США. В 1971 году в СССР вышло её второе дополненное издание тиражом 4500 экземпляров, которое тоже быстро разошлось. Успех объяснялся еще и тем, что это была первая в мире книга вообще по транспортной акустике. Оригинального материала в книге было до 50%. Автор провел большие работы по исследованию на судах звукоизоляции переборок и кожухов машин, виброизоляции амортизаторов, вибропоглощению покрытий из различных материалов и многое другое. По борьбе с шумом на производстве уже имелась тогда хорошая книга И.И. Славина «Производственный шум и борьба с ним», 1955г. (развитие идей, содержащихся в пионерской книге Г.Л. Навяжского «Борьба с производственным шумом», 1940г.). Шум на транспорте, особенно на судах и самолётах всё возрастал и становился еще большим злом, чем шум на производстве. Но весовые ограничения на транспорте и быстрое увеличение мощностей делали борьбу с шумом там исключительно сложной проблемой. Поэтому почти каждая глава указанной выше книги И.И. Клюкина получила со временем своё творческое продолжение в многочисленных трудах других исследователей, а именно в следующих книгах:
«Распространение и поглощение звуковой вибрации на судах», 1969г. (А.С. Никифоров, С.В. Будрин);
«Звукоизоляция на судах», 1970г. (И.И. Боголепов, Э.И. Авферонок);
«Шум судовых систем вентиляции и кондиционирования воздуха», 1974г. (Н.Ф. Егоров, Ю.И. Петров, Г.А. Хорошев);
«Виброакустическая диагностика и снижение виброактивности судовых механизмов», 1974г. (В.И. Попков);
«Снижение структурного шума в судовых помещениях», 1974г. (Л.С. Бородицкий, В.М. Спиридонов);
«Виброизоляция в судовых конструкциях», 1975г. (В.Т. Ляпунов, А.С. Никифоров) и т. д.
Создавалась школа ленинградских акустиков. А книга И.И. Клюкина «Борьба с шумом и звуковой вибрацией на судах», отличаясь ясностью и сжатостью изложения, высоким научным уровнем, практической направленностью и энциклопедичностью, оставалась для многих акустиков не одного поколения (сначала в нашей стране, а затем и за рубежом) первым руководством.
В 1961-1963 гг. Игорь Иванович – идеолог и главный консультант во вновь организованной первой в стране научно-исследовательской и опытно-конструкторской лаборатории судовой акустики в ЦНИИ технологии судостроения. Организаторами этой лаборатории были известные инженеры мирового уровня докт. техн. наук и канд. биол. наук Евгений Стефанович Толоцкий и канд. техн. наук Никита Романович Четыркин. Научное руководство осуществлялось И.И. Клюкиным при проектировании, строительстве и вводе в строй звукомерных камер, отвечающих требованиям международных стандартов, и при разворачивании исследовательских и конструкторских работ по снижению шума на судах торгового и промыслового флота. Для того, чтобы представить себе размеры этих чудо-камер, укажем, что они размещались в специально построенных для них четырехэтажном здании. Для сотрудников лаборатории, по плану И.И. Клюкина, проводились занятия по специальным разделам математики, электроакустики и иностранным языкам лучшими специалистами Ленинграда. Лаборатория была оснащена современной измерительной аппаратурой, в основном, датской фирмы «Брюль и Къер». Еще долго таких камер и таких специалистов высокой квалификации в нашей стране не было. Игорь Иванович, работая в ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, постоянно помогал этой лаборатории до тех пор, пока она не «встала на ноги» и в ней не выросли молодые научные сотрудники, способные самостоятельно решать сложные задачи (Авферонок Э.И., Боголепов И.И., Бородицкий Л.С., Виноградов Б.Д., Спиридонов В.М. и др.).
В 1964 году, продолжая заниматься исследованиями и понимая особую важность высококвалифицированных кадров, Игорь Иванович организовал в Ленинградском кораблестроительном институте (ЛКИ), возможно впервые в мире, специализацию «Судовая акустика», впоследствии преобразованную в кафедру под тем же наименованием, которую и возглавил. С того же года он читает там первые полные курсы лекций по судовой акустике, акустическим измерениям, различным специальным разделам по борьбе с шумом и вибрацией. К 1965 году относится организация им первой учебной лаборатории для проведения исследований непосредственно на кафедре. В 1967 году И.И. Клюкиным была защищена докторская диссертация по звукоизоляции конструкций в воде, в 1969 году ему присвоено ученое звание профессора. Игорем Ивановичем получено 19 авторских свидетельств на изобретения, издано 15 книг и учебников. Им опубликовано свыше 150 научных работ. Под его руководством было подготовлено много специалистов-акустиков, в том числе доктора наук. Для нас он стал Учителем с большой буквы.
В 1972 году состоялась его знаменательная командировка в Будапешт на Седьмой международный конгресс по акустике в качестве признанного в мире инженера, ученого и преподавателя. Надо сказать, что Игорь Иванович – активный участник всех всесоюзных акустических конференций и съездов того времени. Он умел очень плодотворно работать на конференциях и съездах, точными вопросами получая от докладчика нужные ему сведения. Я бы сказал, что он создал новый образ участников таких собраний. Равным ему по этой активности был, пожалуй, только другой замечательный акустик – москвич-острослов Борис Давидович Тартаковский. Но Борис Давидович ни в какое сравнение не идет с Игорем Ивановичем по трансформации, полученных таким быстрым путем обширных знаний, в полезную для всех печатную продукцию. Книг Тартаковский не написал, не написал и докторской диссертации. Но вернемся в ЛКИ. В 1979 году И.И. Клюкиным совместно с А.А. Клещевым был организован факультет переподготовки специалистов по акустике и виброакустики. В 1982 году ими был издан первый в мире учебник для вузов «Судовая акустика».
Очень интересна деятельность Игоря Ивановича в области акустических измерений. В 1966 году И.И. Клюкиным совместно А.Е. Колесниковым была издана актуальная и полезная монография «Акустические измерения в судостроении». Она выдержала три (!) издания, последнее вышло в 1982 году. Я не знаю другой книги по акустике, которая бы выдержала три издания. Следует заметить, что этой книге предшествовала прекрасная монография «Акустические измерения» Льва Леонидовича Мясникова, вышедшая до Великой Отечественной войны, после его поездки в США, и фундаментальный труд «Акустические измерения» Лео Беранека, вышедшей в США после войны. Но эти книги выдающихся акустиков были адресованы на 90% физикам и на 10% инженерам. Дело в том, что акустические измерения – самые сложные физические измерения, требующие к тому же преобразования механической энергии в электрическую и наоборот. Поэтому без физической теории здесь не обойтись. Книга же И.И. Клюкина и А.Е. Колесникова была написана на 90% для инженеров и на 10% для физиков. В этом главная причина её небывалой востребованности на фоне бурного развития электроники – основы акустической аппаратуры. В конце книги содержится уникальная библиография по акустическим измерениям – особая гордость авторов. Вспоминаю, что, узнав впервые от Игоря Ивановича о его одержимой работе над книгой «Акустические измерения», содержание которой он не раскрывал, я крайне удивился его смелости, памятуя о книгах Мясникова и Беранека. В душе я засомневался, что книга будет иметь успех, и деликатно смолчал. Но как же я оказался неправ в своих сомнениях!
Победа
И.И. Клюкин выступил как инициатор, титульный редактор (совместно с И.И. Боголеповым) и как участник авторского коллектива при написании фундаментального труда «Справочник по судовой акустики» (изд. «Судостроение», 1978г., 503 стр., тираж 6600 экз.). Это было торжество основного дела его жизни. Утвердилась новая наука – судовая акустика. Главный акустический журнал мира, издаваемый Американским акустическим обществом, «J. Acoust. Soc. Am., 73(3), March 1893» признал это, отметив, что в Ленинграде появилась новая акустическая школа, технически ориентированная, но работающая на высоком научном уровне. Кто же вошел в эту школу. Ответ: коллектив авторов справочника. Это Авферонок Э.И., Авилова Г.М., Беляковский Н.Г., Берегова Г.С., Боголепов И.И., Болгов В.М., Бородицкий Л.С., Будрин С.В., Велижанина К.А., Вожжова А.И. Гомзиков Э.А., Дуан Н.И., Егоров Н.Ф., Ельник А.Г., Зинченко В.И., Ильков В.К., Клещев А.А., Клюкин И.И., Колесников А.Е., Коновалов В.С., Курнатов В.Д., Лебедева И.В., Ляпунов В.Т., Мальцев К.И., Никифоров А.С., Петров Ю.И., Плахов Д.Д., Погребняк Н.В., Полонский Б.П., Попков В.И., Святенко В.А., Сергеева О.Н., Спиридонов В.М., Таци Л.А., Федорович М.А., Фролова В.М. и Хорошев Г.А. Первым откликнулся на выход в свет «Справочника по судовой акустике» второй по значимости акустический журнал мира – «Акустический журнал АН СССР, том XXYII, выпуск 4, 1981». В рецензии на стр. 632 журнала, в частности, говорится: «Справочник по судовой акустике является удачной попыткой создания первой в мировой практике книги такого рода». Это была настоящая победа!
Но перед этим произошли следующие важные события. Венцом научной, преподавательской и общественной деятельности выдающегося акустика СССР профессора Льва Леонидовича Мясникова явилось создание им в 1966 году, при активном участии Игоря Ивановича, постоянно действующего научного семинара по акустике в Ленинградском кораблестроительном институте. Первоначально этот семинар назывался «Ленинградское акустическое собрание». Впоследствии, по согласованию с Научным советом по акустике АН СССР, семинар вошел в этот Совет и стал именоваться «Ленинградский акустический семинар Научного совета по акустике АН СССР при Ленинградском ордена Ленина кораблестроительном институте по проблеме «Физическая и техническая акустика». С учреждением этого семинара Л.Л. Мясников организационно и в значительной степени идейно возглавил главную часть ленинградских акустиков. Семинар проводился в первую среду каждого месяца; на нем в течение года заслушивались и обсуждались от 15 до 20 научных докладов ведущих специалистов-акустиков и наиболее одаренных молодых ученых. Кроме ленинградцев, в его работе принимали участие акустики из Москвы, Киева, Горького и Челябинска. На знаменитых «мясниковских средах» всегда царила атмосфера взаимной благожелательности, уважения и интереса к встречающимся на них людям и к выполненным ими работам. На эти семинары шли как на маленькие праздники. Первые три года после скоропостижной кончины Льва Леонидовича семинаром руководила профессор Елена Николаевна Мясникова, его жена. В 1975 году по предложению Елены Николаевны руководителем семинара был избран Игорь Иванович Клюкин. Бережно сохраняя традиции, научный семинар стал проходить с выездными заседаниями в организациях, наиболее успешно занимающимися вопросами акустики, с экскурсиями и показами отдельных выставок и стендов. Число участников семинара заметно возросло. Игорь Иванович руководил шесть лет этим семинаром, который по существу был главным форумом ленинградских акустиков.
Культура
И.И. Клюкин один из немногих акустиков мирового уровня, кто талантливо популяризовал, а правильнее сказать – поэтизировал, акустические знания и выдающихся акустиков.
Все акустики в душе музыканты и поэты. Это иногда прорывается наружу, Таким был в особенности Игорь Иванович. Его книги «Подводный звук», «Нептун оглушен» (на эту книгу академик А.И. Берг дал хороший отзыв, и известный писатель Даниил Гранин написал к ней интересное предисловие), «Звук и море», «Удивительный мир звука» были тепло встречены самыми широкими кругами читателей, удостаивались дипломов и премий на всевозможных книжных конкурсах. Две последние книги выдержали два массовых издания (тираж каждой 76000 экз.!). Здесь он шел по стопам одного из своих учителей – Л.Л. Мясникова, написавшего в своё время чарующую книгу «Неслышимый звук» и другие замечательные книги «науч-попа».
Кто не помнит прошлое – тот не имеет будущего. И.И. Клюкиным были опубликованы в издательстве «Наука» две научные биографии – о выдающемся ученом-акустике, создателе теории автоматического распознавания звуков речи, главе ленинградских акустиков, докт. техн. наук профессоре Льве Леонидовиче Мясникове (1979, соавтор Е.Н. Мясникова, тираж 10000 экз.) и о создателе гидролокации и пионере в развитии ультразвука, профессиональном изобретателе, русском человеке во Франции Константине Васильевиче Шиловском (1984, соавтор Е.Н. Шашков, тираж 4000 экз.). Книга о Шиловском имеет предисловие члена Парижской Академии наук г-на Ф. Перрена, где дана исключительно высокая оценка Шиловскому-ученому. Очень интересные книги!
Игорь Иванович любил искусство. Может быть поэтому его дочь Елена Игоревна стала искусствоведом – научным сотрудником Русского музея, а внук Иван – профессиональным музыкантом. Сын - Андрей Игоревич - блестящий морской офицер. В собрании живописи в квартире у И.И. Клюкина было около полсотни небольших картин и этюдов русских художников. Среди них на меня сильное впечатление производила картина А.Ф. Гауша «Серый вечер в Петербурге». Художник Гауш примыкал к членам кружка «Мир искусств». Говорят, что у их мэтра – А.Н. Бенуа – в квартире была лишь одна картина, и это была картина Гауша. На картине у Клюкина – вид Невы и Васильевского острова с Английской набережной; подворье Оптиной пустыни (приход Успенской церкви, где служил одно время мой дед протоиерей Александр Андреевич Боголепов), призрак дворца графа Б. К. Миниха (известное Военно-морское училище в Санкт-Петербурге), редкие газовые фонари на набережной, живые, почти стереоскопические отсветы их в воде. Игорь Иванович в 1948 году переселился с Васильевского острова, и эта картина напоминала ему детство. На подрамнике картины есть этикетка выставки в Лондоне в 1907 году.
Игорь Иванович считал главным российским поэтом Александра Блока («Когда жена, видя, что придя с работы, я беру томик Блока, она спрашивает: «Кто тебя обидел сегодны?» - из дневнековых записей в личном архиве). Он знал очень много стихов Блока наизусть. Когда Клюкин закончил свою знаменитую книгу «Борьба с шумом и звуковой вибрацией на судах», он решил отдохнуть и путешествовал один «диким образом» по Кавказу. Мы с женой случайно встретили его вблизи бывшей дачи И.В. Сталина «Холодная речка» на берегу Черного моря (11 км от г. Гагры, Абхазия, на высоте более 130 м над уровнем моря). Место ему так понравилось, что остаток отпуска он провел в этом сказочном уголке. Вокруг него скоро образовалась интересная компания, которой ночью у моря при луне я читал своего любимого Есенина, а он – своего любимого Блока. С тех пор я стал понимать великого петербургского поэта. Клюкин был избран в Ученый совет музея Александра Блока. Этой честью он дорожил едва ли не больше, чем членством во многих ученых и технических советах, в которых он состоял по праву крупного ученого и инженера.
Итоги
Итак, первая в стране научно-исследовательская лаборатория корабельной акустики, первая литература по судовой и корабельной акустики для инженера, первая специализация в вузе по судовой акустике. В сентябре 1976 года после того как отгремел торжественный юбилей в ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылов, посвященный 60-летию Игоря Ивановича Клюкина, он, будучи, казалось для многих, в расцвете сил, написал такое стихотворение.
"Был маленький мальчик, стал ветхий старик,
И к страсти, и к лести, и к мести привык.
Вся жизнь уместилась в мгновенье одно,
Короче, чем кадр на экране кино.
Но в это мгновенье свершить всё ж успел
Немало и средних и маленьких дел.
Детей воспитал, в ком и воля, и честь,
Деревьев, посаженных мною, не счесть.
В науке оставил хоть малый, да след,
Готов пред страною держать здесь ответ.
Не жду благодарности учеников,
Они не виновны, ведь век наш суров.
Поездил по странам, бывал на морях,
Изведал и радость, и скуку, и страх.
Хоть, кажется, взял, что у мира просил,
И, мнится, что нет уже творческих сил,
Но всё еще длится тот жизненный миг,
И к смерти готовится юный старик..."
Игорь Иванович КЛЮКИН
Это стихотворение нашла в бумагах Игоря Ивановича и дала мне его жена Антонина Яковлевна. Я душевно благодарю её за предоставленную мне уникальную возможность ознакомиться с личным архивом И.И. Клюкина и частично использовать его в этой статье.
Советская акустика зародилась в Ленинграде. Здесь работали выдающиеся ученые С.Я. Соколов, Н.Н. Андреев, Л.Я. Гутин, Л.Л. Мясников, А.В. Римский-Корсаков. После Великой Отечественной войны научный центр советской акустики стал перемещаться в Москву. Туда переехали Н.Н. Андреев, А.В. Римкий-Корсаков и другие. Там возникла школа Л.М. Бреховских, ставшего после смерти С.Я. Соколова и Н.Н. Андреева лидером советских акустиков. Но с основанием И.И. Клюкиным нового направления «Судовая акустика» научный центр акустики стал возвращаться в Ленинград-Петербург, где он теперь и находится.
Умер Игорь Иванович Клюкин 17 февраля 1997 года на 81-м году жизни и похоронен в Санкт-Петербурге на Васильевском острове на Смоленском православном кладбище.
Литература
1. Боголепов И.И. Наука, промышленность, сельское хозяйство и культура в Санкт-Петербурге и Ленинградской области на пороге XXI века (состояние и развитие). Материалы четвертого съезда Союза УИСП, 30 августа-16 сентября 1999г. Том 2. НПФ «Астерион». Санкт-Петербург, 2000. Стр. 229-239, «Профессор Игорь Ильич Клюкин − основатель судовой акустики».
2. Боголепов И.И. Архитектурная акустика. К 300-летию Санкт-Петербурга. Учебник справочник. Издательство «Судостроение». Санкт-Петербург, 2001. Стр. 206-215, «Игорь Иванович Клюкин (1916-1997)».
3. Боголепов И.И. Строительная акустика. Общие профессиональные дисциплины в Политехническом университете. Выпуск 2. Посвящается памяти академика И.А. Глебова. Под научной редакцией доктора технических наук, профессора, заслуженного работника высшей школы Российской Федерации В.Н. Козлова. Санкт-Петербург. Издательство Политехнического университета, 2006. Стр. 249, раздел «Игорь Иванович Клюкин (1916-1997)»
4. Флагман корабельной науки. Периодическое издание. Том 7. Полувековой путь отделения акустики. Издание ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова. Санкт-Петербург, 2010. Стр. 121-124, Боголепов И.И. «Игорь Иванович Клюкин».
Санкт-Петербург
Игорь Ильич, здравствуйте! Хочется сразу поделиться моей беседой с руководителем инициативной группы изобретателей СМП Николаем Макаровичем Ковалевым (г. Северодвинск) по освещению приоритетных задач САФУ (Северный Арктический Федеральный университет), которые я хочу осветить через журнал «Культура Севера»(индекс Роспечати 81951), с дополнительными приложениями к нему (всего тем и мероприятий – 40), в виде альманахов, раскрывающих применение арктической российской территории как богатейшего источника для получения новым методом альтернативной энергии, возможность строительства воднотранспортного коридора «Арктика-Казахстан»(южный поток)для создания кротчайшего пути по перевозке углеводородной продукции. Это приоритеты – жизненно необходимые в настоящее время! При воднотранспортном коридоре возникает альтернатива для скорейшего перемещения грузов Север-Юг, а из транзитёра мы превращаемся в поставщиков! Это очень важно! Сейчас Север и Восток полотно связаны единой противовесной политикой «запада», это видно на примере существенных разногласий. Мы стоим на пороге координатного решения в создании своего полюса. Наши альманахи должны способствовать укреплению и отстаиванию исторических интересов России!
ОтветитьУдалитьС уважением, гл. ред. журнала Культура Севера Петр Корельский. (мой тел. 89021932090).
Главному редактору журнала «Культура Севера» Петру Корельскому.
УдалитьВ продолжение разговора с Вами по Вашему тел. 8-902-193- 2090 хочу пожелать Вам и руководителю инициативной группы изобретателей СМП Николаю Макаровичу Ковалеву (г. Северодвинск) успехов по освещению приоритетных задач Северного Арктического Федерального университета. С публикацией результатов на сайте Российской инженерной академии.
Академик СПбИА, РИА и МИА Боголепов И.И. Мой тел. 8-911-904-2831.