И.И. Боголепов
Выдающийся инженер-кораблестроитель лауреат Сталинской и Ленинской премий Александр Викторович КУНАХОВИЧ
Выдающийся инженер-кораблестроитель лауреат Сталинской и Ленинской премий Александр Викторович КУНАХОВИЧ
Было время — и были подвалы,
Было дело — и цены снижали,
И текли куда надо каналы,
И в конце куда надо впадали.
Было дело — и цены снижали,
И текли куда надо каналы,
И в конце куда надо впадали.
Владимир ВЫСОЦКИЙ. Баллада о
детстве: http://www.youtube.com/watch?v=BBIjvsusqsQ
После окончания Ордена Ленина Ленинградского
кораблестроительного института в 1951 году я, Боголепов Игорь Ильич, по
распределению начал работать инженером-конструктором в Центральном
конструкторском бюро №340 судостроения СССР в городе Зеленодольске Татарской
АССР (ныне ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро»). Бюро
под руководством начальника-главного конструктора Александра Викторовича
Кунаховича и главного инженера Владислава Иосифовича Цюпака занималось
исследованиями, проектированием, постройкой, испытаниями и сдачей
Военно-морскому флоту сложнейших по новизне кораблей того времени – больших
охотников за подводными лодками.
Руководители ошеломляли начинающего инженера: по
всепроникающему уму и результативности, по преданности делу и увлеченности
работой. Не только меня. Тандем «Кунахович-Цюпак» сыграл решающую роль в
становлении творческого и трудолюбивого коллектива Центрального конструкторском
бюро №340. Главным Человеком в тандеме, «пламенным мотором всего и всех», был,
конечно, начальник-главный конструктор. Жизнь его поучительна.
Александр Викторович Кунахович
родился 2 сентября 1911 года в Казани в семье преподавателя математики,
окончившего математический факультет Санкт-Петербургского университета. В 1928 году после восьмого класса Саратовской средней
школы Саша Кунахович пошел работать машинистом водоперекачивающей станции.
Весной 1929 года по коммунистическому призыву молодежи он выехал на возведение
Сталинградского тракторного завода, где работал на строительстве, одновременно
учился на курсах фрезеровщиков, а затем работал на заводе. Весной 1931 года
заболел тифом и после выздоровления уехал к родителям в Саратов. С 1931 по 1934
год Александр работает там инструктором физкультуры! С февраля 1931 года по
февраль 1932 года учится на вечернем рабфаке, после чего поступил в Саратовский
автодорожный институт. Но в связи с появившемся желанием стать
инженером-кораблестроителем, Александр Кунахович в 1934 году перевелся в
Горьковский индустриальный институт на кораблестроительный факультет.
Во время учебы на
кораблестроительном факультете в Горьком с августа 1934 года по март 1938 года
он одновременно работает в спортивном обществе «Динамо» последовательно
тренером по водным видам спорта, комендантом плавательного бассейна, директором
водного комбината. Учась и работая, А.В. Кунахович не всегда посещал лекции,
однако учеба давалась ему легко. На третьем курсе он самостоятельно изучает с
братом основы аэродинамики, а все последующие годы усиленно занимается
гидродинамикой. К 1936-1937 гг. под его руководством спроектирован и построен в Горьком
зимний плавательный бассейн. Зимой 1937-38 г. Александр Викторович проектирует
надводные сооружения водной станции в Москве и в Сталинграде и летом 1938 года
руководит их строительством. В сентябре 1938 года он заболел туберкулезом
легких, из-за чего прервал учебу в институте на год. С июня 1939 года по май
1940 года он уже работает конструктором в Центральном конструкторском бюро
судостроения СССР (ЦКБ-51) в Горьком (ныне Нижний Новгород). В июне
1940 года А.В. Кунахович с оценкой «отлично» защитил диплом и получил звание
«инженер-кораблестроитель». С августа 1940 года по июнь 1941 года он
работает старшим лаборантом на кафедре теории корабля родного института и
создает там опытный бассейн для испытаний моделей судов.
С 13 ноября 1941 года А.В. Кунахович в
Горьком стал снова работать в ЦКБ-51, начав с должности старшего
инженера-конструктора. Он создает буксирно-моторный катер марки БКМ-90.
В то время этот катер явился крупным достижением, таких судов было построено
несколько тысяч штук! С 1942 года Александр Викторович работает в
ЦКБ-51 уже в инновационной группе «охотников за подводными лодками».
В 1944 году он становится и.о. заместителем главного конструктора, а через год –
и.о. главного конструктора. В 1947 году Министр судостроительной
промышленности СССР подписал приказ о назначении Александра Викторовича
Кунаховича главным конструктором проектов 122а, 122б и 159. Большие
охотники за подводными лодками проекта 122б тогда уже строились на
судостроительном заводе №340 имени А.М. Горького в Зеленодольске. Десятилетним
планом намечалось построить в 1946-1955 гг. 345 таких кораблей. Корабли оснащались новейшими
гидроакустическими и радиолокационными станциями.
Постройка больших
охотников проекта 122б на заводе №340 осуществлялась поточно-позиционным
методом на конвейере. Это позволяло
сдавать флоту ежегодно по 25-30 кораблей! Такая постройка кораблей на
конвейере являлась первой в нашей стране и, возможно, в мире. В
1949 г. группа специалистов завода и конструкторского бюро, участников
разработки новой технологии постройки кораблей, была удостоена Сталинской
премии СССР, в том числе А.В. Кунахович. Осенью того же года при
образовании Центрального конструкторского бюро №340 (ЦКБ-340) в Зеленодольске
Александр Викторович Кунахович был назначен Министром судостроительной промышленности
СССР «Начальником-главным конструктором» нового ЦКБ.
С первых дней образования ЦКБ-340 А.В. Кунахович
огромное внимание уделяет экспериментальным исследованиям. Понимая, что качественное ведение
экспериментальных работ невозможно без серьезной научной базы, ЦКБ-340
налаживает взаимодействие с ведущими научными центрами Советского Союза, такими
как: Центральный аэрогидродинамический институт им. проф. Н.Е. Жуковского
(ЦАГИ) в Москве. Центральный научно-исследовательский институт им. акад. А.Н.
Крылова в Ленинграде, Центральный научно-исследовательский институт технологии
судостроения (ЦНИИ ТС) в Ленинграде, Казанский авиационный институт (ныне
Казанский национальный исследовательский технический университет им.
А.Н.Туполева), Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина
(ныне Казанский федеральный университет) и др.
Началась та колоссальная научно-техническая работа, в результате которой до сих
пор живет и работает бывшее ЦКБ-340, а ныне ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское
бюро», см. http://zpkb.com/ru_about/
Я начал работать в ЦКБ-340 города Зеленодольска в 1951
году спустя два года после открытия этого ЦКБ в двух зданиях на территории
судостроительного завода №340 имени А.М. Горького. С древних времён на этом месте занимались
судостроительными работами в затоне, который с конца XIX века стал местом зимовки и ремонта речных судов, а потом
известным на Волге судостроительным заводом (сейчас ОАО «Зеленодольский завод
им. А.М. Горького»). Здесь сложились династии корабелов. Из зеленодольских
корабелов вышли, например, знаменитый Министр судостроения СССР в 1957-1976
годах Борис Евстафьевич Бутома и один из лучших ректоров вузов города на Неве
профессор Евгений Васильевич Товстых – ректор Ордена Ленина Ленинградского кораблестроительного
института в 1945-1976 годах. Несколько слов об этом городе. Зеленодо́льск
раскинулся на левом берегу могучей здесь реки Волги в 38
км от Казани. Природа между Казанью и Зеленодольском
удивительная: на левом берегу Волги – красивые леса, на правом, очень высоком,
− красивые степи. Посреди Волга – широкая, величественная.
«Река раскинулась.
Течет, грустит ленивоИ моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога... ... ...
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь! ... ...
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...» Александр Блок.
Сейчас в прибрежной лесистой зоне левого
берега Волги развивается коттеджное строительство (местная «Рублевка»), и в
будущем возможно присоединение Зеленодольска к Казани. В 2013 году в Казани - XXVII Всемирная летняя
Универсиада, в 2015 году — Чемпионат мира по водным видам спорта. Но вернемся к
тем годам.
Работать инженером-конструктором в ЦКБ-340 было очень
интересно. Дело было организовано главным инженером
Владиславом Иосифовичем Цюпаком так, что чертежи конструктора сразу же поступали
на завод для изготовления по ним спроектированной конструкции, а
мастера-рабочие имели право вызвать конструктора на допрос, если, по их мнению,
что-то в чертежах не так или им просто трудно правильно разобраться в сложных
конструкциях. Основные мастера судостроительного завода – это квалифированные
специалисты с опытом постройки и ремонта судов. Взаимное общение рабочих с
конструкторами оказалось не только увлекательным для обеих сторон, но и весьма
плодотворным. Моё конструкторское место в здании ЦКБ от очередного места
строящегося корабля на конвейере было в несколько сотен метров, и я по первому
звонку с удовольствием бежал туда к вызвавшему меня мастеру. Анализ недоработок
и выбор наилучших решений повышали не по дням, а по часам качество продукции и
квалификацию обеих сторон. Рождалась дружба, потом и с застольями в семьях старых
мастеров по праздникам в их домах-усадьбах, расположенных по обе стороны
широкой Волги.
Был такой случай. На одном из больших охотников проекта 122б была мною сконструирована
звукоизоляция рубки гидроакустика. Конструкция была новая и трудно выполнимая.
Мастер с рабочими не укладывались в сроки и попросили меня лично помочь им
разобраться в моих чертежах при их сверхурочной работе в выходной день. Они
оформили пропуск меня на строящейся корабль в выходной день. И мы весь день
дружно работали, причем я сидел посередине помещения на табурете и командовал
ими, что и как правильно надо делать по чертежам. Вдруг в это помещение корабля
входят главный конструктор нашего ЦКБ и директор завода с помощниками.
Александр Викторович спрашивает: почему в выходной день я здесь. Я замялся, не
захотел как-то подвести рабочих. Тогда директор вызвал охрану и меня
выпроводили с территории завода. Ночь я спал плохо, но утром на проходных
завода и конструкторского бюро меня не задержали, а в ЦКБ ближе к обеду меня
вызвал к себе сам А.В. Кунахович. Он уже провел полное расследование, спросил у
меня некоторые детали, успокоил и отпустил на рабочее место. Через несколько
дней я был назначен им начальником группы конструкторов корпусного отдела.
Между прочим, когда он сообщил мне об этом, я сказал, что нынешний начальник
группы Михаил Ильич Окунев очень хороший специалист и мой учитель, вместо него
я работать отказываюсь. Александр Викторович рассердился и сказал, что «никогда не надо отказываться от
повышения, а Михаил Ильич уже переведен в группу главного конструктора». После
этого в выходные дни самовольно на режимном предприятии я не появлялся.
В выходные дни лучшие люди Зеленодольска в летнее время
занимались тогда на Волге рыбной ловлей, в основном стерляди, а зимой в лесах
около Зеленодольска – охотой, в основном на зайцев. У меня появились соответствующие друзья, и
я быстро приобщился к этому отдыху. Часто мы видели в выходные дни на Волге
Александра Викторовича с родственниками на яхте или катере, он был настоящим
волжанином и отличным спортсменом. Всегда приветствовал молодежь, что нам
нравилось. Он и здесь нас вдохновлял. Примерно в это время я организовал
агитбригаду из молодых специалистов и в летнее время, в урожайные годы,
разъезжал со своими лекциями и стихами Константина Симонова и концертами песен
и танцев самодеятельных артистов по колхозам Татарии на грузовике. Очень
многоликая страна – Татария. Неожиданно комсомольцы ЦКБ избрали меня своим
руководителем – секретарем комитета ВЛКСМ ЦКБ-340, а еще через год комсомольцы
города Зеленодольска – членом городского комитета ВЛКСМ. Но главным для меня,
конечно, оставалась работа инженера-конструктора и начальника группы корпусного
отдела ЦКБ-340.
В бюро всё
развивалось стремительно.
Возникли новые жгучие проблемы: борьба с шумом на кораблях противолодочной
обороны и кардинальное повышение эффективности работы поисковых
гидроакустических станций. Вражеские подводные лодки могли обнаружить наших
«охотников» только по шуму, а наши «охотники» могли обнаружить «подводного
врага» только гидроакустическим способом. Началась между США и СССР гонка
достижений в области судовой акустики: кто был впереди, за тем была победа.
Главный конструктор ЦКБ-340 вдруг «бросил» меня, молодого инженера, на решение
этих сложных проблем, снабдив соответствующими мандатами и полномочиями для
привлечения к работе лучших ученых СССР. Такие были времена.
По приказу и с
помощью лично Александра Викторовича Кунаховича мне удалось привлечь к решению
задачи увеличения звуковой прозрачности оболочки обтекателя гидроакустической
станции (чтобы увеличить дальность поиска вражеской субмарины) двух выдающихся
ученых СССР: Хамида Музафаровича Муштари и Льва Яковлевича Гутина. Тогда Х.М. Муштари возглавлял секцию теории оболочек
Научного совета АН СССР по проблеме «Научные основы прочности и пластичности» и
в качестве директора Казанского физико-технического института АН
СССР был очень занят. Х.М. Муштари занимался
вместе со мной прочностью тонкой оболочки по воскресеньям на своей даче в
поселке Набережные Моркваши, между Казанью и Зеленодольском (ныне элитный
коттеджный район). А обеспечением звукопрозрачности этой важной оболочки мне
помогал в Ленинграде Л.Я. Гутин в Центральном научно-исследовательском
институте им. акад. А. Н. Крылова, который на короткое время отложил в сторону
другие свои дела. Решением второй задачи − борьбой с шумом на корабле − я занимался в Москве с восходящей
научной звездой Борисом Давидовичем Тартаковским (Акустический институт АН СССР
им. акад. Н. Н. Андреева) и в Ленинграде − с главным основателем судовой
акустики в стране и мире мудрейшим интеллектуалом Игорем Ивановичем Клюкиным
(Центральный научно-исследовательский институт им. акад. А.Н. Крылова). И всё
это благодаря Александру Викторовичу Кунаховичу.
Результаты работы ЦКБ-340 не
заставили себя долго ждать. Дело
по существу двинулось вперед так быстро, что американцы (по данным спецслужб,
дошедших до специалистов ЦКБ-340) стали более зорко следить за тем, что
строится на верфи в Зеленодольске. Это только радовало Александра Викторовича.
Но главный продвиженец по линии судовой акустики, то есть я, чрезмерно увлекся
перспективой научной работы в области судовой акустики и на жизнь засматривался
уже самостоятельно. Мне открылась жизнь выдающихся ученых, которые стали
таковыми благодаря тому, что занимались только своим любимым делом. Но в ЦКБ
для этого не было самого необходимого – современной акустической аппаратуры и
стендов для акустических исследований.
В это время в
Ленинграде под идейным началом профессора Игоря Ивановича Клюкина в Центральном
научно-исследовательском институте технологии судостроения создавалась
ультрасовременная акустическая лаборатория судовой акустики с уникальной,
лучшей в мире акустической аппаратурой. Был объявлен конкурс в аспирантуру этого института. Александр Викторович,
подумав, отпустил меня на этот конкурс, но я его неожиданного выиграл и был
принят в аспирантуру. Выиграл косвенно благодаря тоже А.В. Кунаховичу, который
ранее организовал с помощью умнейшего сотрудника ЦКБ начальника расчетной
группы А.М. Шейдвассера издания Бюллетеня НТО судостроителей СССР в
Зеленодольске, в которых я опубликовал свои первые статьи по судовой акустике.
Эти статьи и решили мою участь в победе на конкурсе. Но начальник-главный
конструктор ЦКБ-340 объявил, что он меня не отпустит. Дело дошло до нашего
начальства в Москве – результат тот же. Тогда я с отчаяния пошел на прием к Секретарю горкома
КПСС Зеленодольска (я был членом горкома ВЛКСМ Зеленодольска) и тот мне просто
сказал: выиграл конкурс – поезжай в аспирантуру. Так в 1958 году начался новый
этап в моей жизни уже в Ленинграде.
Дальнейшее развитие ЦКБ-340 продолжалось без меня. В Зеленодольске А.В.
Кунаховичем были построены на главной улице города два прекрасных здания
ЦКБ-340, четыре жилых удобных дома для его сотрудников на 250 квартир с детским
садом и общежитие для молодых специалистов на 132 комнаты. В Керчи и
Калининграде строятся филиалы ЦКБ-340 для техсопровождения постройки
зеленодольских кораблей. В Керченском филиале А.В. Кунаховичем была построена
Морская испытательная станция для самоходных моделей и крупномасштабных макетов
кораблей в морских условиях. Но главным событием в это время стал первый,
специально разработанный ЦКБ-340, новый тип малых противолодочных кораблей
проекта 204 (в 1960—1968 годах построено более 60-ти таких кораблей). В
1965 году за создание МПК проекта 204 А.В. Кунаховичу с группой сотрудников
была присуждена Ленинская премия СССР. В процессе дальнейшего создания
принципиально новых противолодочных кораблей решающую роль сыграли братья-близнецы Александр
Викторович и Константин Викторович Кунаховичи, которые по роду своей
деятельности относились к разным министерствам: Минсудпрому СССР и Минавиапрому
СССР. Они вместе разрабатывали крыльевую схему скоростного противолодочного
корабля-перехватчика на подводных крыльях. Следует отметить, что в середине ХХ
века наряду с бурным развитием авиакосмической техники талантливыми
конструкторами С.В. Илюшиным, А.Н. Туполевым, С.П. Королевым начались важные работы
по созданию скоростных судов различных типов на динамических принципах
поддержания. В авангарде этих работ были выдающиеся инженеры судов на подводных
крыльях Р.Е. Алексеев, А.В. Кунахович и К.В. Кунахович. Так суда на подводных
крыльях типа «Ракета» и «Метеор» Ростисла́ва Евге́ньевича Алексе́ева, лауреата
Сталинской и Ленинской премий СССР, уже тогда с триумфом начали «завоевывать»
рынки судов многих стран цивилизованного мира.
В начале 1968 года
Александр Викторович уехал в Москву, где в «Кремлевке» ему была сделана
операция, после которой 21 февраля 1968 года он скоропостижно скончался (можно
коротко сказать «сгорел» на работе). Уже без него ушел в 1968 году на сдаточную
базу головной противолодочный корабль «Альбатрос» проекта 1124, без него вышел
на крыло противолодочный корабль «Сокол» проекта 1141, которому Главком ВМФ
СССР присвоил имя «АЛЕКСАНДР КУНАХОВИЧ».
Заканчивая эти воспоминания, хочу сказать, что семь лет
работы с 1951 по 1958 год в Зеленодольске оказали благотворное влияние на всю
мою дальнейшую жизнь инженера, исследователя, общественного деятеля и
преподавателя вузов. Я очень благодарен за это сотрудникам ЦКБ-340 и в первую
очередь Александру Викторовичу КУНАХОВИЧУ и Владиславу Иосифовичу ЦЮПАКУ.
К 100-летию со дня рождения Александра Викторовича КУНАХОВИЧА вышла замечательная по содержанию и роскошная по оформлению книга «ЖИЗНЬ И
ПАМЯТЬ». Нынешний Генеральный директор ОАО «Зеленодольское ЦКБ» Виталий Юрьевич
ВОЛКОВ во «ВВЕДЕНИИ», в частности, пишет «Стоя на плечах таких гигантов, мы
сохраняем надежду и уверенность в том, что конструкторское бюро, созданное А.В.
КУНАХОВИЧЕМ, еще долго будет жить и работать на благо Российского флота и нашей
Родины».
Литература
1. Проверены морем. Зеленодольское проектно-конструкторское бюро. Редакционная коллегия: заместитель
генерального директора по управлению персоналом ОАО «ЗПКБ» Г.Т. Савельев
(председатель), А.А. Абсатаров, В.И. Ботовкин, АК. Валеев, Г.С. Дмитриев, Н.Н.
Засыпкина, Г.И. Кузьмичева, И.И. Решетов,
В.П. Широков ( члены редколлегии). Казань, Издательство ВЕРТОЛЕТ, 2009.- 304 с.: с илл.2. Александр Викторович КУНАХОВИЧ. ЖИЗНЬ И ПАМЯТЬ (воспоминание современников). Издание ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро». Редколлегия: председатель – Г.Т. Савельев. Члены: Г.С. Дмитриев, Н.Н. Засыпкина, Г.М. Медведева, С.В. Троицкий, П.А. Шурыгин. Введение: Генеральный директор ОАО «Зеленодольское ПКБ» В.Ю. Волков. 2011 год.
Комментариев нет:
Отправить комментарий